Президент о налогах

Немного запоздало, но все таки я добрался до Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В рунете этот документ обсудили вдоль и поперек. Высказываний в его (послания) адрес со стороны политиков и журналистов появилось бесчисленное множество. Свою лепту хочу внести и я  не оставаться же от большого дела в стороне.

Безусловно, предложение Президента по сокращению часовых поясов «архиважно» и своевременно без этого нам ну никак не построить гражданское общество и не поднять экономику, но я  оставлю его в стороне, а обращусь к более тривиальным вещам – высказываниям и предложениям, посвященным налоговой и бюджетной политике Российской Федерации.

Итак, цитаты из Послания Президента РФ:

1. Постоянным направлением деятельности исполнительной власти должна стать и оптимизация бюджетных расходов. Правительству необходимо разработать и реализовать комплекс мер по созданию долгосрочных стимулов к повышению качества оказываемых государственных услуг, по обеспечению ответственности за результаты использования бюджетных средств и своей деятельности в целом.

2. Считаю абсолютно недопустимой ситуацию, когда какой-то вид услуг обходится российскому налогоплательщику дороже, чем в передовых странах.

3. Под задачи модернизации должна быть настроена и наша налоговая система, а также законодательство об обязательных страховых взносах.

4. Правительство должно в I квартале следующего года представить законопроекты, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности, в том числе, но не ограничиваясь, конечно, этим, установление пятилетнего переходного периода в отношении увеличения обязательных взносов на социальное страхование. Нужно при этом чётко определить, кому будут даны такие преференции.

5. Очевидно в целом, что наша налоговая система нуждается в совершенствовании. Дискуссии о том, какие налоги и по каким ставкам должны взиматься в нашей стране, не закрыта. Кризис, конечно, затруднил принятие решений по снижению налоговой нагрузки. Но к этим вопросам надо будет в ближайшее время вернуться, и мы обязательно это сделаем.

6. &#8230-будет введён институт социально ориентированных некоммерческих организаций. Те, кто получит соответствующий статус, смогут рассчитывать на прямую поддержку государства. Органы власти смогут оказывать таким некоммерческим организациям финансовую, информационную и консультационную помощь. Но не только это. Предоставлять им, что не менее важно, налоговые льготы, размещать у них государственные и муниципальные заказы. Будут вправе передавать таким некоммерческим организациям имущество для использования в их деятельности.

7. Мы намерены освободить от налога материальную помощь, оказываемую благотворительными и некоммерческими организациями детям, которые остались без попечения родителей, а также инвалидам.

8. От налога на добавленную стоимость будут освобождены услуги некоммерческих организаций по уходу за больными, за инвалидами, за престарелыми, социальное обслуживание детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

9. Не будут также облагаться налогом на прибыль гранты на поддержку программ охраны здоровья, развития физкультуры и массового спорта.

10.  &#8230-не должно быть лазеек, позволяющих прикрываться такой деятельностью (прим. благотворительной) для неуплаты налогов, это тоже очевидно.

11. Поддерживаю рассматривающийся в Государственной Думе законопроект, направленный на исключение уголовной ответственности для налогоплательщика, если он выполнил свои обязательства перед бюджетом и заплатил соответствующие пени и штрафы. Он не должен подвергаться дополнительным проверкам и со стороны правоохранительных органов.

Думаю, что эти высказывания и тезисы можно разделить на две группы:

I. Общие и абстрактные. Их общий смысл в том, что власти должны продолжить начатую линию, углубить, улучшить и т.п., но ничего конкретного в них нет (может быть мне это только так кажется). Такими я бы посчитал высказывания под номерами: 1-3

II. Конкретные и содержательные. Президент предлагает конкретные вещи и решения. Иногда они носят казуистических характер и, в принципе, могли бы быть предложены и решены без вмешательства Главы государства. Но в большинстве случаев они носят принципиальный характер. К последним я бы, пожалуй, отнес два тезиса:

— утверждение Президента, что существующая в Российской Федерации система налогов несовершенна и, возможно, в ближайшее время нас ждут реформы (п.5).

— публичное поддержание законопроекта, в соответствии с которым уголовная ответственность будет исключена по налоговым преступлениями в случае деятельного раскаяния (выполнение всех обязательств перед бюджетам по налогам, пеням и штрафам) (п.11). На мой взгляд, очень спорное предложение. Во-первых, сомнительна справедливость такого освобождения от ответственности (тогда надо и воров освобождать от ответственности, если они награбленное вернут и извинятся). А во-вторых, такой закон, если будет принят , превратит милицию (ее подразделение, занимающееся налоговыми преступлениями) в &laquo-дубинку&raquo-, которой государство будет выбивать из бизнеса деньги в доход государства: возбуждается уголовное дело -&gt- испуганный предприниматель платит налоги, штрафы и пени, даже не пытаясь спорить и не разбираясь в их справедливости и законности -&gt- уголовное дело прекращается в связи с деятельным раскаянием.

P.S. По теме, но немного в сторону: по моим наблюдениям, возрождается традиция цитирования речей первых лиц государства (раньше генеральных секретарей, а теперь президента и премьера) в исследовательских работах (дипломных работах, диссертациях и т.п.).

Наверно, по мнению авторов этих работ &laquo-высокая&raquo- цитата придает вес научным выводам, а может быть таким нехитрым способом люди надеются избежать излишней критики со стороны оппонентов и показать актуальность работы текущему моменту.

При наличии такой практики изложенные выше цитаты могут быть полезны студентам и аспирантам экономических и юридических специальностей берите и цитируйте. Успехов в творчестве!